[subscribe.ru] подписка на Анонсы

Энергия из воздуха



Рубрика Технология. Беспроводная зарядка

Текст: Артур Фрунджян

Или неожиданные свойства резонанса

Беспроводные технологии в последнее время стали покушаться даже на те области, которые, казалось бы, прочно и надолго связаны с классическими проводными. Возьмем, к примеру, электропитание. Понятно, что аккумуляторы мобильников, радиотелефонов, плейеров, фото- и кинокамер, ноутбуков и других портативных устройств приходится регулярно подзаряжать с помощью обычного сетевого адаптера. Дизайн наших квартир уже давно уродуют удлинители, а в бардачке авто прижились «зарядки» для сотовых телефонов разных марок... Казалось, альтернативы этому нет. Точнее, не было...

Ходят легенды, что знаменитый изобретатель Никола Тесла, живший и творивший на рубеже 19-20-го веков, среди других невероятных трюков с электричеством продемонстрировал и такой феномен: извлек из автомобиля двигатель внутреннего сгорания и поставил вместо него некий, собственного изобретения электродвигатель, все детали которого купил в обычном радиомагазине. Далее призвал пристрастных экспертов, дабы они убедились, что в машине нет и намека на какой-либо аккумулятор, а затем... сел и поехал. По словам Тесла, в эфире вполне достаточно энергии, чтобы заработал даже такой мощный агрегат, как тяговой электродвигатель автомобиля.

С тех пор минуло около 100 лет, человечество научилось летать на сверхзвуковых скоростях, выходить в открытый космос, придумало телевидение, компьютеры, интернет и мобильную связь, но до сих пор никто не смог повторить что-либо, подобное достижениям Тесла. Тайна так и осталась нераскрытой и можно только гадать, что послужило этому виной. То ли происки нефтяных магнатов, почуявших угрозу краха своих империй из-за какого-то изобретателя - углеводородный бизнес уже тогда правил миром! То ли несравненно более предприимчивый изобретатель Томас Эдисон постарался предать забвению достижения своего конкурента. Изобретатели ведь тоже люди и ничто человеческое им не чуждо, в том числе ревность и зависть. А может, просто сказался замкнутый и нелюдимый характер Никола Тесла. Так или иначе, сегодня удаются только робкие попытки беспроводной передачи энергии, и речь идет о маломощных устройствах. В нашем случаее речь о технологии Wireless Power.

Как обычно, мы затронули тему универсальную, касающуюся и дома, и офиса, но остановимся только на том, что пригодно для использования в автомобиле - остальным пусть занимаются коллеги других СМИ. Садясь за руль, водитель начинает терзать прикуриватель, чтобы включить зарядку мобильника или тянет к нему шнур портативного навигатора на стекле. Это - если не считать ноутбука на коленях пассажира, срочно требующего «подкормки», или MP3-плейера, который тоже не прочь укротить свой аппетит. Wireless Power позволяет избавиться от бесконечных проводов, адаптеров и розеток, а также поможет забыть, как страшный сон, популярную скороговорку: «Говори быстрей, у меня батарейка садится!» Теперь аккумулятор будет подзаряжаться прямо во время разговора, правда, при условии, что вы находитесь в машине или рядом с ней.

Как это работает

В сегодняшних условиях секретные подвиги героя-одиночки возможны только в голливудских блокбастерах, нацеленных на благодарную подростковую аудиторию, а на деле любые технологические достижения появляются практически одновременно и сразу - у тех крупных компаний, чья политика отличается обильными инвестициями в R&D (исследования и разработки). В число коммерчески заинтересованных энтузиастов входят компании Epson и Murata (один из крупных поставщиков преобразователей напряжения), а также британская компания SplashPower. Скорее всего, по ходу действия к ним примкнут и другие производители.

Для того чтобы передать энергию от некоего источника к заряжаемому устройству, необходим канал передачи, желательно с минимальными потерями «в пути», иначе затея потеряет смысл. На эту роль прекрасно подходят электромагнитные колебания в эфире. Те, кто помнит школьный курс физики, знают, что при таком распространении волн энергия убывает обратно пропорционально кубу расстояния до источника - слишком расточительно! В технологии Wireless Power, по заявлению поднаторевших в PR разработчиков, КПД достигает невероятных величин - почти 100 %. Верится в это с трудом, но отгадка лежит в использовании всем известного эффекта резонанса. Передатчик и приемник содержат колебательные контуры, настроенные на определенную частоту (если брать конкретные разработки, то 6,4 МГц). При совпадении резонансных частот энергия, излучаемая одним из контуров, действительно с минимальными потерями «телепортируется» в другой. Как утверждают те же разработчики, в подобной системе наблюдается «туннельный эффект» передачи энергии, а та ее часть, которая по каким-то причинам не достигает цели, «реабсорбируется» первичным контуром и снова пускается в дело.

А что говорит Гринпис?

Конечно, придется находиться в радиусе 5-15 м от зарядного источника, но автолюбителям этого хватит за глаза. Есть и еще одно, довольно серьезное «но», которое на Западе называют EM Pollution, или «электромагнитный выхлоп», ведущий к загрязнению эфира. Строгие комитеты и комиссии просто так не дадут разрешения на массовое внедрение технологии, пока не убедятся в его безопасности, описанные некими стандартами. Однако споры о том, вреден ли в принципе сотовый телефон не смолкают до сих пор, несмотря на миллиарды проданных устройств. В мобильной связи, конечно, используются гораздо более высокие частоты, зато мощность излучения сопоставима с той, что будет иметь беспроводное зарядное устройство. Что бы там ни пели про «туннельный эффект» и «реабсорбцию энергии», ясно одно: передаваться она будет по эфиру в виде электромагнитных волн, на пути которых всегда находятся люди и чувствительная к электромагнитному излучению техника. Значит, без наводок обойтись скорее всего не удастся.

«Человеческое тело не резонирует на частоте 6,4 МГЦ» - заявляют авторы идеи. Согласны, такие частоты - это слишком быстро даже для звезд брейк-данса. Но если взять клетки, молекулы нашего тела, отдельные органы, а тем паче нервные узлы, мозг, разные там био- и микротоки - кто знает, на какой частоте все это может «завестись»?

Что в плюсе?

Во-первых, по утверждениям разработчиков, новая опция крайне слабо скажется на цене продукции, упоминаются буквально сущие центы. Во-вторых, можно смело выкинуть надоевшие сетевые адаптеры и шнуры, что, естественно, здорово снижает безопасность вождения. В-третьих, вероятность неожиданного отключения прибора по причине полной разрядки сводится к нулю, если вы с прибором не выйдете за радиус работоспособности зарядного устройства.

Впрочем, будущее покажет, насколько и кем новшество будет востребовано. А то, что рынок его в целом примет, сомнений не вызывает: маркетологи и рекламщики с удовольствием схватятся за термины-завлекалочки, типа «туннельный эффект», «энергетические хвосты» и прочие «коридоры телепортации», чтобы как следует «подзарядить» падкую на сенсации покупательскую аудиторию.




ЖУРНАЛ


Новости

Статьи+

Что Нового

Календарь

Колонка редакции