[subscribe.ru] подписка на Анонсы

Ледниковый период



Текст: Ирина Рутерфорд/Irina Rutherford

Фото: Ирина Рутерфорд, фирм-производителей/Irina Rutherford, Chrysler, Sony

 

Низкие температуры - как тест на выживаемость мобильной электроники и крепость нервов автолюбителя

Не секрет, что вокруг эксплуатации электронных устройств в условиях пониженных температур существует масса кривотолков и мифов. Чего только стоит одно предупреждение, печатаемое на инструкциях к электроприборам: «перед включением, после транспортировки при низкой температуре, дать прогреться при 20 градусах не менее 2 часов». Попробуем разобраться, чем же грозит среднестатическому автолюбителю и меломану русская зимушка-зима?



Полоса, в которой мы проживаем, характеризуется исключительно теплым, мягким и дружелюбным климатом... Простите, выдал желаемое за действительное по старой привычке. В каком климате мы проживаем, вы и сами знаете - низкие температуры приблизительно восемь месяцев в году. Понятно, что автомобильную электронную технику хочется эксплуатировать зимой ничуть не менее энергично, чем летом. Как увидим ниже, подобная заветная мечта вполне достижима - если техника от добросовестных производителей, проблем не будет. Но встречаются и тяжелые случаи: аппаратура на морозе либо начинает барахлить, либо просто выходит из строя. Об этом и поговорим, но для начала стоило бы понять, как вообще влияют низкие температуры на аудио- и видеотехнику.

Холод - друг, и холод - враг

Строго говоря, низкие температуры для радиоэлектронной техники - вовсе не беда, а совсем наоборот - благо! Недаром сверхмощные суперкомпьютеры чаще всего имеют криогенную установку для охлаждения процессоров и других элементов схемы. Чем ниже температура, тем шустрее бегут электроны по проводникам, выше быстродействие, ниже риск теплового повреждения. Настоящая опасность для электроники прямо противоположна - это риск перегрева из-за выделяемого при работе электронных компонентов тепла. С избыточным теплом борются всеми возможными способами: прежде всего, обеспечением свободной циркуляции воздуха, а если этого недостаточно, то используется принудительный обдув, а то и жидкостное охлаждение.

И все же холод может доставлять проблемы при эксплуатации автомобильной аудио- и видеотехники. На сильном морозе густеет смазка в механических элементах конструкции, ухудшается прозрачность оптики, «дубеют» упругие элементы конструкции, радикально изменяют свои характеристики некоторые радиодетали, ЖК-дисплеи и мониторы, происходит коробление тончайших слоев полупроводниковых структур в микросхемах. В лучшем случае, ухудшится качество звучания и изображения, в худшем - аппаратура выходит из строя сразу или спустя пару-тройку месяцев. Те элементы, что «прописаны» в салоне, скажем, магнитола или монитор, находятся в выгодном положении - им спустя какое-то время будет так же тепло, как и водителю, облагодетельствованному печкой. Хуже приходится компонентам, до которых тепло от печки не доходит, тем же усилителям в багажнике седанов.

На самом деле, тепла, выделяемого при работе аудиокомпонентов, вполне достаточно, чтобы в самый короткий срок, при самом лютом морозе привести собственный тепловой режим в норму. Добавим, что такая саморегулировка эффективнее обогрева любой печкой. Проблема в том, что промерзание одних элементов конструкции - чревато сгоранием других. Как тут не вспомнить трагикомичную историю со знаменитым полярником Робертом Скоттом, который на заре ХХ века осмелился взять в экспедицию по покорению Южного Полюса механические сани с двигателем внутреннего сгорания (он тогда был только-только изобретен). Из четырех саней трое вышли из строя сразу же по прибытии в Антарктиду из-за... перегрева двигателя. И это при температуре - 70° C! Четвертые сани завести так и не успели - их утопили при выгрузке на берег - невезучий был Скотт, что тут поделать...

В самой простой аудиосистеме мы обнаружим, как минимум, три различных устройства: магнитолу (т.е. головное устройство, ГУ), передние динамики и задние. Читатели InCars - люди с повышенными запросами - системы имеют продвинутые, поэтому пунктов для рассмотрения гораздо больше. Итак, нумерация начинается с головы состава, как говорят морозоустойчивые железнодорожники. Поехали!

Не страшны магнитоле ни снег, ни холод

Головные устройства для автомобилей, в большинстве своем, обязаны безупречно выполнять свои задачи в диапазоне температур от -10 до +60 градусов по Цельсию. С чем они, в общем-то, успешно справляются. Автомобиль в данном случае играет за нашу команду, потому что согревает магнитолу столь же заботливо, как водителя. Так что скорее всего, все исполнительные механизмы исправного и не старого ГУ будут функционировать исправно.



Другое дело дисплеи - они не любят низких температур, и вместо белых оттенков цвета появляются малиново-сиреневые, вместо черных - синие и т.д. Кроме того, сама передняя панель магнитолы может сильно запотевать, если холодной водружена на свое законное место. Но это, по мере прогрева, проходит.

Другим негативным следствием мороза может стать отказ или сбои в чтении CD-дисков на холодном аппарате. Во-первых, сам диск запотевает мгновенно, поэтому после загрузки диска мы можем прочесть на дисплее: «ERROR». Лечится элементарно и за одну секунду. Нет, тереть диск о вашу зимнюю куртку не надо! Достаточно на мгновенье направить поток воздуха (можно холодного, не дожидаясь, пока потеплеет) из печки на рабочую поверхность диска, и следы запотевания тут же исчезают.

Сама оптическая считывающая система в холодную погоду имеет право задумчиво «пожевывать» диск - с аналогичным негативным результатом. Тут все индивидуально и зависит от производителя: кто-то уделяет повышенное внимание адаптации техники к российским условиям, а кто-то - лишь крикливо заявляет об этом.

Слухи о чрезмерном загустевании на морозе некачественной смазки в CD-приводе сильно преувеличены, на практике ничего «крамольного» по этой части не наблюдалось.

Расплата за усилитель

Случаи сгорания усилителей на морозе редки, но если вам все-таки не повезло, то может не везти и дальше: беготня по мастерским - занятие не из приятных. Переживет ли зиму усилитель, зависит от того, насколько продуманна его схемотехника и насколько морозоустойчивые детали поставил производитель. Но это лишь «вскрытие покажет», что для нас - не выход. Поэтому либо консультируйтесь с опытными установщиками, либо покупайте продукцию известных брендов, что повысит ваши шансы добыть высококачественные комплектующие.

Еще одна проблема - «замерзают» электролитические конденсаторы, т.е. теряют емкость. Результат - повышенные искажения, в основном на басах. Зачастую отказываются работать на морозе микросхемы преобразователей блоков питания, рассчитанные только на плюсовую температуру. Ну и, конечно, резкие перепады температур - от -20... -30 до +20... +30 - погубят практически любой прибор.

К счастью, сегодня неморозостойкие модели усилителей встречаются гораздо реже, чем лет 10-15 назад. Причина проста: в те времена Меккой создания техники car audio была солнечная Калифорния. Тамошним разработчикам далеко не всегда приходило в голову, что их техника будет эксплуатироваться в странах с иным климатом. Американцы, как дети малые, даже при наличии высшего технического образования не способны осознать, что «очень холодно» - это не -5°, а -35°, и по Цельсию! Нынешняя Мекка car audio находится сами-знаете-где (тонкий намек - в стране с высокой плотностью населения). Зима там достаточно холодная, так что усилителестроители Поднебесной волей-неволей задумываются о поведении своих детищ в морозы.


Почти все автомобильные усилители имеют повышающий трансформатор, работающий на выходе с большими величинами напряжения. Для здоровья не опасно. Но для промерзших, заледенелых плат и силовых дорожек, к тому же, покрытых влагой (в мороз она обязательно появляется в устройстве!) - совсем нехорошо. Производители усилителей, конечно же, знают, что платы усилителя зимой почти всегда работают во влажных условиях, и потому покрывают их влагозащитным составом. Однако удается это сделать не везде, например, клеммы выходной цепи внутри корпуса особенно не закроешь, поэтому защита от короткого замыкания может и не сработать. Результат - усилитель сгорел.

В худшем случае, если вам попались и неморозостойкий усилитель, и нерадивый сотрудник сервисной мастерской, вы обречены на увлекательные пробежки от машины до дверей сервиса: горе-мастер заменит сгоревшую деталь на такую же новую - и в тепле помещения продемонстрирует вам «абсолютно работоспобный» усилитель. Затем вы установите его в машине, и он на холоде тут же превратится в «абсолютно сгоревший». Если такое произойдет - меняйте сервис. В большинстве приличных мастерских знают про «родовые болезни» своей техники и потому поступят иначе: поменяют сгоревшую деталь на аналогичную по параметрам, но более морозостойкую, после чего усилитель прослужит долгие годы верой и правдой.

О мерзлых динамиках замолвите слово

Условия, в которых работают многострадальные автомобильные динамики, тепличными назвать невозможно. В дверях - то сыро, то жарко, то холодно. Вдобавок ежедневные «подзатыльники» от хозяина, хлопающего дверями туда-сюда, туда-сюда... И так годами.

Представим теперь, что накануне вечером было очень сыро, а ночью ударил мороз, и вся влага, которая была на поверхности и внутри динамика (на звуковой катушке и в зазоре, внутри центрирующей шайбы, на подвесе) - замерзла. А утром мы как ни в чем не бывало запускаем магнитолу, да погромче, чтобы самим проснуться... Обледенелый динамик, может быть, и хочет поработать, но вот незадача - не получается!

Если у горизонтально установленных коаксиальных динамиков – между центральной стойкой под высокочастотники и звуковой катушкой – имеется ничем не защищенный большой зазор, то туда очень охотно забивается пыль и грязь. Это плохо само по себе, но на морозе усугубляется сконденсировавшейся влагой: образовавшаяся ледяная масса с крупицами мусора может заблокировать перемещение диффузора.


Что ж, будем ждать, пока оттает? Сначала появится небольшая подвижность катушки, затем больше и больше, и вот острые льдинки уже не в состоянии удерживать ее на месте (а царапать и «пилить» своими кромками - сколько угодно!) - и, о чудо, начинает «вылупляться» звук... Как долго проживет динамик при такой эксплуатации, никто не знает. Мне попадались такие устройства, которые не отогревались и за час в теплом помещении - приходилось разбирать дверь и выкладывать эдакую большую ледышку на верстак, ожидая появления лужицы вокруг нее. Что интересно, после такого естественного прогрева, динамик продолжал работать вполне сносно - без слышимых дефектов. И так снова, до очередной «бесконтактной» мойки. Правда, потом хозяйке автомобиля надоели такие приключения, и она заменила динамики на морозоустойчивые.



Наиболее уязвимы для влаги коаксиальные модели динамиков, особенно те из них, что имеют центральную стойку для крепления средне- и высокочастотных головок, а между стойкой и звуковой катушкой - большой зазор.

Кстати, все коаксиальные громкоговорители с подобной особенностью, установленные горизонтально, например, в заднюю полку, почему-то очень любят «коллекционировать» в магнитном зазоре пыль, мелкие песчинки и прочий мусор, что приводит их в негодность. Учитывая, что этот мусор охотно набирает влагу и успешно замерзает, все семейство «коаксиалов» можно отнести к суицидальной разновидности устройств. Через некоторое время такой динамик обязательно начнет «радовать» своего хозяина «похрюкиванием» и дребезгом. Еще чуть-чуть - и их обоих начинает «клинить» всерьез: динамик - из-за крошек, хозяина - из-за динамика. Наш первый совет: во время установки натянуть над динамиком радиоткань, она будет долгое время препятствовать попаданию посторонних предметов в магнитный зазор. Совет второй - подлечить нервы и просто заменить акустику.



В динамики, установленные в дверях, мусор практически не попадает. Есть и другие хорошие новости - вопреки распространенному заблуждению, столь любимые бумажные диффузоры годами прекрасно чувствуют себя и в дверях, и в багажниках. Раньше развалится звуковая катушка, чем отсыреет бумага! Видно, применяется достойная пропитка, правда, вопрос - во что при этом превращается сама бумага - остается открытым...

Кстати, одно из многочисленных отличий домашних динамиков от автомобильных - меньшая величина магнитного зазора, что позволяет заметно улучшить контроль за колебаниями диффузора, а значит - услышать более качественное звучание. Однако в автомобиле эта особенность попросту фатальна, особенно зимой. Любители экспериментов с домашними динамиками в автомобиле порой сталкиваются с необходимостью замены изысканно звучащих, но слишком нежных головок весьма быстро, в тяжелых случаях - через 2-3 недели.

Отметим еще один аспект взаимоотношений техники и холода. На морозе у любых динамиков - из-за снижения упругих свойств подвесной системы (а именно - подвеса и центрирующей шайбы) - меняются электроакустические параметры, поэтому первое время после включения звук будет заметно искаженным. Это проходит по мере прогрева, самое позднее - через полчаса работы.

Сабы зиме не рады

Все знают, сабвуферы - те же динамики, только большие. Все у них больше, в том числе рабочий ход (величина перемещений диффузора) и зазоры, куда может попадать влага с пылью. «Сабвуфер живет в сухом багажнике, откуда там вода?» - спросит внимательный читатель. В нашем конкретном багажнике вода берется из воздуха - конденсируется при снижении температуры.

 

Широкий подвес из «пены» может встретиться даже у дорогих сабвуферов. Как правило, на морозе он ведет себя много хуже резинового и, случается, выходит из строя уже за 2-3 месяца зимней эксплуатации: трескается, а то и рвется.


Подвес сабвуфера на морозе может «каменеть», поэтому сразу заставлять его работать на полную катушку, в прямом смысле слова, не следует - он может просто лопнуть! Понятно, что многое зависит от конкретного случая, материала и температуры, но так или иначе, работая в экстремальных условиях, любой материал изнашивается быстрее. Например, подвесы из «пены» (пенополиуретана) весьма часто выходят из строя уже после первой морозной зимы. В худшем случает он рвется, но чаще всего появляются трещины, они могут быть не видны на первый взгляд, но качество баса ухудшается от этого катастрофически. Дополнительную пикантность придает то обстоятельство, что если в обычных динамиках подвес из «пены», как правило, встречается только в малобюджетных моделях, то у сабвуферов такая конструктивная особенность («пена» с вариациями) может обнаружиться даже у дорогих головок. Причина недальновидности производителей - та же, что и 10-15 лет назад, поэтому и «особенности» усилителей - те же - 10-15-летней давности.

Теплолюбивое видео

Мониторы на морозе начинают откровенно «тормозить», терять резкость изображения, движущиеся объекты начинают «мазать», оставляя за собой хвосты. Связано с принципиальными особенностями «жидких кристаллов», чутко реагирующих на изменение температуры - технологии, давшей путевку в жизнь всем современным автомобильным мониторам.



Электроприводы выезжающих мониторов при низких температурах могут просто забастовать, безнадежно замерев в промежуточном положении. Можно им помочь руками, но аккуратно. Еще лучше включить питание аппарата с выдвижным монитором, не используя механизм привода несколько минут. За это время аппарат прогреется до приемлемой рабочей температуры.

Рекомендации

Главный вывод: в вопросах морозостойкости техники - после ее покупки - мы не властны. Не помогут вам и тесты в журналах. Никто из экспертов в прессе (включая и коллектив редакции InCars) не возьмется тестировать технику, покинув уютную тестовую лабораторию и выйдя на 30-градусный мороз. Если подобная информация интересна, то лучше обращаться к отзывам уже состоявшихся пользователей в интернете. Только надо проверить, насколько точны сведения о выходе техники из строя: нередко причиной неисправности может служить вовсе не мороз, а скажем, неправильная установка. Лучшие «пункты раздачи» подобных сведений - разделы техподдержки официальных сайтов компаний-производителей.



Что касается профилактики, то все, что мы можем сделать после холодной стоянки - это сначала прогреть систему не менее трех-пяти минут, и только потом ее использовать. Включаем головное устройство, установив регулятор уровня громкости в минимальное положение, даем магнитоле поработать «про себя» две-три минуты, затем прибавляем громкость до среднего уровня и еще через пару минут - до желаемого.





ЖУРНАЛ


Новости

Статьи+

Что Нового

Календарь

Колонка редакции