[subscribe.ru] подписка на Анонсы

Volvo S80


Profile
Автомобиль:
Volvo S80
Годы выпуска:
2006 --
Выбранный вариант комплектации:
Volvo S80 V8 AWD Evecutive
Кто покупает:
Вовсе не только солидные и степенные обеспеченные джентльмены

Будь человеком!


Текст Арам Багдасарян Фото Volvo, InCars

Флагман Volvo, седан V8 AWD Executive, наряду со многими привычными прелестями премиум-класса способен предложить и нечто новенькое. А именно – искусственный интеллект, помогающий водителю сделать поездку менее стрессовой и более безопасной. Иными словами, этот автомобиль имеет смелость “думать” за водителя, подсказывать наиболее оптимальное решение и уберегать от ошибок. Мыслящий автомобиль? Хм…

Чертовски заманчиво - большой представительский седан, флагман престижной европейской марки, и всего лишь за миллион рублей “с хвостиком”! 1 150 400 руб. – столько стоил в конце 2008 года Volvo S80 в самой простой комплектации, с 2-л двигателем. Но наша версия топовая, полноприводная 4,4-л V8 AWD в комплектации Executive, и это подняло цену более чем в два раза, до 2 357 700 руб. А с 1 января 2009 г. рублевые цены на автомобили Volvo возрастут, повышение составит до 10-15%. Озвучиваемые официальными лицами причины повышения цен вполне понятны – рост курса шведской кроны по отношению к рублю и новые ставки таможенных пошлин на автомобили импортного производства.

Хорош флагман! Большой, но не грузный, и ни малейшего намека на пресловутый “шведский кубизм” – этот ярлычок острословы весьма быстро навесили на угловатые Volvo, какими они были прежде, вплоть до девяностых годов. Радикально новый имидж марки пришелся ко двору, о чем свидетельствуют данные продаж и лидерство Volvo в российском премиум-классе.

Откуда он взялся, новый имидж? – Конечно же, от новых людей! Встречайте – вице-президент Стив Маттин, ответственный за дизайн современных Volvo. До этого Стив Маттин в течении 18 лет работал с Mercedes-Benz. К счастью, на новом месте он сумел “освободить голову” от возможных сложившихся стереотипов и предложить нечто совсем новое. Удивительное дело – подспорье в этом оказала… далекая и малозаметная на автомобильной карте мира Новая Зеландия. По словам Стива Маттина, перед приходом на Volvo ему довелось совершить 3-недельное автомобильное путешествие по этой радушной живописной стране, в ходе которого он покрыл около 8 тыс. км и набрался тех самых творческих идей, которые мы видим сегодня в новых шведских автомобилях. Те, кому доводилось бывать в Новой Зеландии, прекрасно поймут, о чем речь – а всем остальным настоятельно советуется туда все-таки съездить, хоть на недельку.

Составляющие идей дизайна – простота, натуральность, воздушность, тщательнейшее внимание к деталям и используемым материалам. И это очень хорошо чувствуется в S80! Салон сразу располагает к себе выверенным благородным стилем, где минимализм и чистота линий соседствуют с приятными на ощупь материалами обивки. Ничего лишнего, зато все, что имеется – отличного качества.

Стив Маттин, вице-президент и душа столь удачного нового дизайна Volvo. На снимке – рядом с кроссовером Volvo XC60, пребывавшим в то время еще концепт-каром.

Автомобиль большой, и поначалу надо попривыкнуть к габаритам, особенно при движении задним ходом. При наличии монитора в передней части салона совсем бы не помешало изображение с камеры заднего вида, но такой штатная комплектация не предусматривает. Кстати, а почему дисплей на торпедо всегда скрыт? И как пользоваться навигационной системой с российскими картами, которая присутствовала в нашей версии? Пока не прочитаешь инструкцию – ни за что не догадаешься! Оказывается, активировать выезжающий вверх информационный дисплей можно либо с внешнего пульта управления, либо с помощью полностью скрытого от глаз “джойстика” с двумя кнопками с тыльной стороны рулевого колеса. Пульт оставим пассажирам, для водителя он неудобен, да и небезопасен. Мы же в Volvo все-таки, этом олицетворении безопасности на дорогах! К “слепому” управлению джойстиком привыкаешь довольно быстро. К дисплею есть два замечания. Во-первых, в выдвинутом состоянии он как-то режет глаз, воспринимается инородным телом на торпедо, нарушая практически идеальный ансамбль элементов салона. Не зря “по умолчанию” он задвинут внутрь! К тому же угол установки дисплея никак не регулируется – жаль. У нас не было никаких проблем с обзором, ну а если найдутся водители “нетипичного” роста? Также жаль, что дисплей сугубо информационный, развлекательных функций у него нет вовсе. Несмотря на наличие штатного DVD-проигрывателя и мониторов в подголовниках для задней развлекательной зоны, посмотреть спереди видео не получится ни в движении (ну это понятно), ни на стоянке. Почему так – никто не сможет объяснить. Думается, что в Mercedes-Benz, Lexus и других престижных марках о безопасности думают ничуть не меньше, однако у них видео в передней части салона посмотреть все-таки можно, при условии неподвижности автомобиля (точнее, скорость движения не должна превышать 5 км/ч).

Выдвижной монитор активируется только принудительно, в обычном состоянии он стыдливо скрыт. К сожалению, он служит только для целей навигации, а видеокартинку не отображает.

Самое жгучее любопытство вызывали как раз те “думающие за водителя” электронные системы помощи, воплощающие все набирающую ход концепцию Drive Assist. В момент своего появления на рынке S80 был самым “продвинутым” серийным автомобилем по этой части, по крайней мере, из тех автомобилей, что доступны в Европе. Про самобытный японский автомобильных парк – не сейчас. Наиболее важные из таких систем: активный круиз-контроль ACC с поддержанием дистанции до идущего впереди объекта, система BLIS предупреждения о наличии объектов в “мертвой зоне” наружных зеркал, система CWAB предупреждения об опасности столкновения и автоматического торможения.

Камера слежения за дорожной разметкой расположена на теперь уже привычном месте за внутрисалонным зеркалом заднего вида

Ну как, проверим электронных помощников в деле? Прежде всего – автоматику поддержания дистанции. Страшновато! Понятно, что в большом самом безопасном автомобиле в мире (по крайней мере, таким его хочет видеть сама Volvo) за здоровье можно не опасаться, машина застрахована, но все-таки… К тому же погода выдалась на редкость ненастная, решетка радиатора покрыта грязью. А там под явно выделенной прямоугольной пластиной находится радар. Но будь что будет: на всякий случай нога в миллиметре над педалью тормоза, скорость на трассе 120 км/ч – и упираемся в заведомо более медленный поток. Работает, и очень даже убедительно! Достаточно выставить максимальную скорость, с которой хочешь передвигаться – и все, дальше остается только рулить. Если впереди идущий автомобиль имеет скорость ниже заданной, то S80 мягко тормозит, если дорога свободна – мягко ускоряется до нужной скорости. Красота! А если кто-нибудь лихо “подрежет” да еще и вдарит по тормозам? Дело для московских трасс обычное, и автоматика Volvo тут не сплоховала, как-то раз весьма энергично оттормозившись от 150 км/ч до 40 км/ч. Самое же приятное, что электроника весьма нечувствительна к погодным условиям и при наличии неизбежной грязи на решетке радиатора работает, как ни в чем ни бывало.

Система адаптивного круиз-контроля автоматически поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля и работает весьма убедительно. Дистанцию можно менять по своему усмотрению, однако даже будучи минимальной, она остается слишком большой для реалий московской езды в плотном дорожном потоке.

Радар адаптивного круиз-контроля расположен за прямоугольной пластиной на решетке радиатора. К счастью, наличие неизбежной грязи в ненастную погоду никак не отразилось на его работе.

Расстояние до впереди идущей машины можно задавать вручную: от условно большого до условно малого, но даже во втором случае дистанция заметно больше той, которую принято держать в Москве, так что в образовавшийся просвет вечно норовят влезть другие машины и место в транспортном потоке быстро теряется.

В общем, по этой части “робот” ведет себя почти по человечески. Но с ограничениями. Распознаются только неодушевленные предметы, а люди и животные радаром игнорируются. Активный круиз-контроль автоматически отключается при падении скорости ниже 20 км/м. А автоматика торможения – при скорости ниже 7 км/ч. Так что если специально направить Volvo S80 в стену и ничего не предпринимать, то аварии не избежать. При удачном стечении обстоятельств, если изначальная скорость была не чрезмерно высокой, последствия не будут трагичными и скорее всего, ограничатся легким кузовным ремонтом. Бесполезны эти системы и в дорожных заторах, тут расслабиться не получится. А как было бы хорошо – встал в медленно ползущую пробку, полосу не меняешь и делай, что душе угодно, забыв про педали! Вот это будет по человечески! Volvo уже умеет и такое, и пешеходов на дорогах тоже научился распознавать, но на конвейер подобные усовершенствованные системы встанут только в 2010 году.

Система CWAB предупреждения об опасности столкновения и автоматического торможения пока не способна распознавать пешеходов и тормозить до полной остановки, отключаясь при снижении скорости ниже 7 км/ч. Оба ограничения будут сняты в новом поколении системы, появление которой на серийных Volvo обещается в 2010 г.

При опасном сближении с подвижным или неподвижным препятствием спереди, перед водителем загорается красная полоска: чем меньше расстояние, тем она длиннее. Как водится, сигнал опасности выдается гораздо раньше, чем она действительно возникнет.

А вот система BLIS показалась не более, чем баловством. Если по мнению системы, существует опасность попасть в аварию при перестроении на смежную полосу, то на внутреннем треугольнике наружных зеркал загорается крупный оранжевый индикатор. Во-первых, оранжевый цвет раздражает и нарушает столь тщательно выверенную гармонию внутрисалонного интерьера. В-вторых, система изрядно перестраховывается и выдает сообщение об опасности тогда, когда ее на самом деле нет и можно совершенно спокойно перестраиваться. В-третьих, за опасные объекты принимаются такие предметы, как, к примеру, разделительное ограждение. И наконец, в слякотную погоду расположенные в нижней части корпуса наружных зеркал датчики системы забиваются грязью минут за 15, после чего система отключается, выдав соответствующее предупреждение. Ну и Бог с ней, тем более, что обзорность через зеркала и так вполне хороша. В общем, по-человечески с BLIS не получилось.

Система BLIS выдает предупреждающий сигнал опасности при нахождении опасных объектов в “мертвой зоне” наружных зеркал заднего вида. Идея хороша, однако на практике работа системы не понравилась: она изрядно перестраховывается, допускает множество ложных срабатываний, а наружные датчики в мгновение ока забиваются грязью и перестают функционировать.

А еще в Volvo S80 есть система слежения за дорожной разметкой, камера установлена на теперь уже привычном месте перед внутрисалонным зеркалом. Если попробовать перестроиться, не включив “поворотники”, то последует звуковой сигнал, продублированный визуальным сообщением на щитке приборов. Кроме того, эта система анализирует действия водителя и если, например, ей кажется, что автомобиль слишком сильно рыскает по полосе, то она считает водителя уставшим и покажет ему изображение дымящейся чашечки кофе: “Пора отдыхать!” А еще можно поставить штатный алкотестер и перед поездкой надо будет в него подуть. При отрицательном итоге анализа двигатель попросту не заведется.

В общем, остается пожелать электронике дальнейшего “очеловечивания” и рано или поздно у нее это обязательно получится, по крайне мере, в приложении к Drive Assist. А пока создается впечатление, что стремление к безопасности, получив мощное электронное подспорье, способно привести к результатам несколько иным, чем предполагалось вначале. Представьте себе за рулем такого автомобиля водителя-новичка, или просто неуверенного в себе, или действительно сильно уставшего. Ему не позавидуешь! Наряду с привычной дорожной информацией на водителя обрушивается целая лавина дополнительных требующих определенных действий сигналов: непрерывно что-то мигает, загораются датчики бокового обзора и дистанции до впереди идущего транспортного средства, пищит зуммер, вспыхивают сообщения на информационном дисплее. Поди тут расслабься! Куда как проще по старинке смотреть за дорогой да управляться с машиной столь же естественными, как дыхание, движениями. В общем, если у ряда сегодняшних владельцев S80 после пары дней начального энтузиазма возникнет желание отключить “роботов” навсегда, их вполне можно будет понять.

С помощью кнопок внизу центральной консоли электронных “интеллектуалов” можно отключить и управлять автомобилем по-старинке. Кроме того, через меню можно настроить способы оповещения (текстовые и звуковые сигналы) о работе тех или иных “роботов”.

А еще, коль скоро роль водителя за рулем никто не отменял, все-таки самый безопасный автомобиль – это тот, который позволяет хорошо чувствовать дорогу и управлять собой на интуитивном уровне. Что собой представляет Volvo S80 в этом плане, у нас сказать не получится. Можно лишь констатировать, что будучи обутым в зимние шипованые шины Nokian Hakkapeliitta 5 при околонулевой температуре, сыплющемся мокром снеге и редкими островками снежно-водяной каши на дорожном полотне, автомобиль управляемостью не блещет и заставляет с собой бороться. И можно было бы с легким сердцем расстаться со всеми “роботами”, лишь бы “чувство дороги” стало получше. Однако воздержимся от необоснованной критики. Если бы зимние шины были в своей стихии, а именно - в мороз на снежно-ледяном покрове, а еще лучше – если бы тест проводился летом на летних шинах, то Volvo S80 стал бы куда послушнее. Авторитетные автомобильные эксперты, среди которых много личных знакомых, в один голос утверждают, что за рулем этого автомобиля можно столь же далеко уехать от прежнего штампа “Вольво-драйвера”, сколь новый дизайн отличается от “шведского кубизма”. Только надо не забыть выставить через меню “Уровень рулевого усиления” на низкий, в противном случае руль откровенно “пустоват”.

Машина просторная и для передних седоков, и для задних. Кстати, существует и удлиненная версия, под названием S80L, но доступна она только обеспеченным жителям Китая. Климатическая установка показала себя в упомянутых погодных условиях хорошо, работает эффективно и ненавязчиво, без лишнего шума. Шум в движении также вполне умеренный, и если не применять критериев представительского класса (вспомним про цену), то машину можно признать вполне тихой. Плавность хода также на высоте, работа подвески имеет три режима COMFORT/SPORT/ADVANCED, однако особой разницы между ними не обнаружилось.

Режимы работы подвески можно менять, однако особой разницы в поведении автомобиля при этом не обнаружилось. А вот независимо настраиваемый уровень рулевого усиления проявил себя эффективным в работе.

С аудиосистемами для S80 царит привычная для Volvo картина, наблюдаемая хоть в малышке C30, хоть у флагмана. Младшая версия Performance вряд ли способна понравиться хоть кому-нибудь! У нее смехотворно маленькая мощность 4х20 Вт, нет поддержки MP3 и линейного входа, звучание тусклое и приглушенное. Совершенно не к лицу флагману премиум-класса! Доплатив 8 200 руб., можно “научить” эту систему MP3, а передние динамики из коаксиальных превращаются в 2-компонентные. Но это мало что меняет – качество звучания остается столь же невыразительным. Аудиосистема High Performance потребует доплаты 16 300 руб., и представляет собой разумный компромисс. Мощность встроенного усилителя в этом случае уже более-менее адекватна, 4х40 Вт, динамики 2-компонентные как спереди, так и сзади, MP3 и линейный вход присутствуют. Качество звучания уже лишено тех вопиющих недостатков, что режут слух в младшей версии, хотя ни о какой высокой достоверности речи не идет. А на вершине находится многоканальная аудиосистема Premium Sound с “электроникой” от Alpine и акустическими системами Dynaudio. Именно такая входит в стандартное оснащение нашей версии Executive. Звучит система неплохо, но взыскательную аудиторию порадовать вряд ли сможет. Сочно, тепло, комфортно, но по большому счету с явной нехваткой ясности, деталей и четкости. В ходе испытаний купе Volvo C30 мы похвалили такой вариант, но сейчас рост цены автомобиля заставляет ужесточить критерии. В общем, избалованные высококлассным звучанием дома или в своем предыдущем автомобиле меломаны могут особо не мудрить с выбором аудиосистемы в данном случае: среди штатных предложений ничего изысканного не наблюдается, так что можно ограничиться недорогим High Performance – а дальше либо смириться с тем, что есть, либо отправляться в авторитетную студию на апгрейд.

Табличка с именем авторитетной датской аудиокомпании Dynaudio выдает наличие топовой аудиосистемы Premium Sound. Однако для искушенного меломана такая система все равно звучит малоинтересно, поэтому советуем не гоняться за громкими именами и остановить выбор на простенькой версии High Performance. Младшую версию Performance категорически не советуем – у нее совершенно неподобающее статусу автомобиля тусклое и приглушенное звучание, к тому же недостаточно громкое и без поддержки MP3.

Подголовники с мониторами для задних пассажиров смотрятся в S80 на редкость органично. А вот качество картинки у них среднее: ровно настолько хорошее, чтобы не вызывать досаду, но звезд с неба не хватает. Звуковое сопровождение фильмов предполагается прослушивать через комплектные беспроводные наушники. Качество звучания у них приемлемое, однако “сидят” на голове на редкость неудачно, так что лучше сразу заменить на что-нибудь поудобнее. Обидно, что среди российских вариантов комплектации нет опции TV-тюнера, тогда как за рубежом S80 предлагается уже с цифровым штатным TV-тюнером. Впрочем, это легко исправляется путем установки покупного универсального TV-тюнера, благо, подать с него сигнал на уже имеющиеся мониторы несложно.

Просмотр DVD возможен только на мониторах в задней части салона, а звуковое сопровождение фильмов предлагается послушать в беспроводных наушниках. Комплектные наушники оказались весьма неудобны, так что нелишне будет сразу их заменить.

Нет ничего удивительного в том, что S80 стал весьма популярен на столичных дорогах. Настоящий большой премиум-класс при таких ценах, таком выборе комплектаций и ценовом коридоре! Что касается личных впечатлений, то машина понравилась, но с оговорками. При условии, что управляемость на летних шинах будет столь хорошей, как о ней отзываются заслуживающие доверия эксперты, этому автомобилю остается пожелать дальнейшего улучшения того, что пока лишь подзадоривает, порождая надежды, но не спеша их осуществлять. Хочется дальнейшего усовершенствования систем Drive Assist, в первую очередь – способности самостоятельно тормозить и трогаться в “пробках”. Судя по анонсам от Volvo, с этим придется подождать годик-два. Хочется действительно высококлассного звучания “премиальной” аудиосистемы. Здесь тоже ситуация радужная – скоро аудиосистемы Volvo получат аудиопроцессор от компании Audyssey Labs, самый совершенный на сегодняшний день. Хочется более удобной и эргономичной навигационной системы. Тут перспективы пока неясны, но учитывая, что российская навигация появилась на Volvo лишь только-только, скоро она должна стать получше, справившись с неизбежными “детскими болезнями”. Хочется более удобного и не лишенного видеокартинки монитора для передних седоков. В общем, хочется чтобы автомобиль стал человечнее!

В версии Executive сиденья не только с подогревом, но и с вентиляцией, работает она очень эффективно – того и гляди, взлетишь! Правда, для полноценной оценки таких прелестей на дворе должно быть лето, а наш тест проходил в холодное время года.

К услугам задних пассажиров – небольшой холодильник. Объем багажника от этого почти не пострадал.

Русификация добралась до сервисного меню автомобиля, но не до навигационной системы. Навигация в Москве работает вполне адекватно, но уж слишком скромна по графике и возможностям по сравнению с тем, что предлагают штатные системы Volvo в Европе.


ЖУРНАЛ


Новости

Статьи+

Колонка редакции